Начало Государственные структуры Круглый стол «Адаптация и интеграция мигрантов в современной России и формирование евразийского гуманитарного пространства»

Круглый стол «Адаптация и интеграция мигрантов в современной России и формирование евразийского гуманитарного пространства»

E-mail Печать PDF

document34633.jpg

23 апреля 2015 г. в Московском доме национальностей состоялся круглый стол «Адаптация и интеграция мигрантов в местное сообщество и формирование евразийского гуманитарного пространства».

Организаторами мероприятия выступили Комиссия по миграционным вопросам Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям совместно с Фондом науки и образования и Институтом миграции и межнациональных отношений.


К участию были приглашены представители Федеральной миграционной службы России, Мэрии Москвы, Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом и по международному гуманитарному сотрудничеству («Россотрудничество»), а также Международной организации по миграции (МОМ), Международной организации Труда (МОТ) и Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев. В мероприятии участвовали также члены Комиссии по миграционным вопросам Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, руководители национально-культурных автономий, в т.ч. Председатель Правления ФНКА "Украинцы России" Богдан Безпалько, лидеры общественных организаций, а также представители высших учебных заведений и научно-экспертного сообщества.

document34634.jpg

Заседание открыл председатель Комиссии по миграционным вопросам Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям Асламбек Паскачев. Он отметил, что в условиях беспрецедентного внешнего давления на Россию необходимо расширять сферу влияния нашей страны в рамках единого евразийского гуманитарного пространства, в том числе путем осуществления миграционной политики, а также адаптации и интеграции мигрантов.

По словам А. Паскачева, руководство страны, в первую очередь Президент, в последние годы пытается расширить сферы влияния России, и в этом направлении имеется значительный прогресс в плане формирования единого экономического пространства. Но с точки зрения влияния на гражданское сообщество, на общественное мнение в постсоветских странах, влияние России еще недостаточно, равно как недостаточно и участие общественных организаций в формировании имиджа России за рубежом. При этом, подчеркнул выступающий, поскольку в этих странах живут наши соотечественники, нам небезразлично, какой психологический фон в этих странах, каково отношение к нашей стране, а соответственно понимание и миграционной, и инвестиционной привлекательности. В этой связи требуется повышенное внимание к вопросам миграционной политики, организации и адаптации мигрантов.

document34622.jpg

Начальник управления по организации работы с соотечественниками и переселенцами Федеральной миграционной службы России Виталий Яковлев рассказал об имеющихся у ФМС наработках в области адаптации и интеграции трудовых мигрантов. Он подчеркнул, что Россия характеризуется высокой миграционной привлекательностью. Только в прошлом году на территорию РФ въехали 18 миллионов иностранных граждан, большинство из которых – граждане СНГ. Стратегическим ориентиром в области управления миграционными процессами в России является Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года. В целях создания правовой базы для ее практической реализации Федеральной миграционной службой разработан проект Федерального закона о социальной и культурной адаптации иностранных граждан, который предполагает создание соответствующей инфраструктуры. Законопроект прошел широкое общественное обсуждение, внесен в Правительство и находится на стадии рассмотрения. Между тем, ФМС приступила к работе по тематике адаптации и интеграции, не дожидаясь принятия закона, работа в этом направлении идет с 2010 года. Во всех регионах открыты курсы русского языка (сегодня в России действуют более 300 курсов русского языка для иностранных граждан, при этом 108 из них открыты при содействии ФМС и являются бесплатными), издаются пособия и методички для мигрантов, проводится профилактическая работа, направленная на снижение количества правонарушений. Одним из приоритетных направлений является взаимодействие с общественными и религиозными организациями, а также с национальными объединениями мигрантов. ФМС налажены контакты с более чем 1500 национальных объединений и с 140 религиозными организациями.

В. Яковлев рассказал также о ходе реализации пилотных проектов по созданию центров социальной адаптации трудовых мигрантов в Тамбове и Оренбурге. Эти проекты стартовали в сентябре 2013 года. Там организовано обучение русскому языку, истории России и основам законодательства, обеспечено участие мигрантов в различных культурно-просветительских мероприятиях. С сентября 2013 года обучение в этих центрах прошли около 500 мигрантов. В ближайшей перспективе — открытие подобного центра в Вологодской области. В основу его создания положен принцип государственно-частного партнерства. Там предполагается обучать иностранцев, тестировать, проводить медицинское освидетельствование, оформлять документы, консультировать по миграционным вопросам. Планируется также организовать в этом центре профессиональную подготовку по востребованным в регионе специальностям. Планируемая вместимость этого центра – до тысячи человек.

document34630.jpg

По словам начальника управления по организации работы с соотечественниками и переселенцами ФМС России, на опыте этих центров предполагается выработать оптимальную модель адаптации трудовых мигрантов, создать систему отбора наиболее перспективных людей, которые в будущем могли бы получить возможность приобретения российского гражданства. Эти центры являются своего рода научно-исследовательской площадкой, на которой имеется возможность найти пути гармонизации интересов как общества, так и мигрантов и работодателей, создать оптимальные механизмы организации законного компактного проживания мигрантов, выработать различные формы контроля за средой трудовых мигрантов, не нарушая при этом их прав. Имеющиеся наработки могут стать основой адресных адаптационных программ, ориентированных на различные этнические группы мигрантов, а также базой для создания системы домиграционной подготовки в странах исхода. Такая возможность активно прорабатывается ФМС совместно с «Россотрудничеством», в планах – создание курсов по изучению русского языка на базе российских центров науки и культуры за рубежом.

Заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития г. Москвы Мария Багреева рассказала о практических шагах, направленных на внедрение патентной системы для иностранных граждан, пребывающих в РФ в безвизовом режиме.

Она напомнила, что с 2015 года произошли существенные изменения в регулировании трудовой миграции из стран с безвизовым режимом, который предоставляет иностранным гражданам возможность работать легально. В Москве все услуги, все оформление документов, необходимые для получения патентов, локализованы в многофункциональном миграционном центре. Центр действует с 12 января этого года. Там предоставляются все услуги, необходимые для оформления документов на выдачу патента, работает большая медицинская зона с пропускной способностью порядка 1200 человек, работает центр тестирования. В Москве комплексный экзамен на знание русского языка, основ законодательства и истории России проходит в порядке, разработанном и утвержденном Москвой. Это отдельный порядок, для работы в Москве иностранные граждане могут получить московский сертификат – документ, подтверждающий знание русского языка, основ истории и законодательства. При получении документов по московскому образцу процент не сдавших экзамены с первого раза составляет около 17. Это достаточно высокий показатель, который существенно выше, чем аналогичный показатель для получения федерального сертификата, при том, что московский экзамен достаточно простой и проверяет базовые знания. И такой высокий процент не сдавших говорит о том, что и этих знаний часто не хватает. Также в миграционном центре работает большая медицинская зона, где иностранные граждане могут пройти всех необходимых врачей, сдать анализы, получить справки, необходимые для получения патентов. Также идет прием общего пакета документов.

По словам М. Багреевой, основное направление, на котором сейчас идет работа - это улучшение качества услуг центра и увеличение пропускной способности. С 12 марта прием документов ведется в круглосуточном режиме. Режим выдачи патентов также круглосуточный. По городу Москве на сегодняшний день принято порядка 190 тысяч комплектов на оформление патентов, объем выдачи тоже становится очень большим, поэтому по всем направлениям работы центра идет переход на круглосуточный режим. По мере увеличения пропускной способности будет расти качество услуг, упрощаться для иностранного гражданина процесс получения патентов, процесс легализации, и возможность легального пребывания и работы станет более доступной. Это основной, базовый принцип, который лежит в основе дальнейшей интеграции человека в общество и его дальнейших возможностей здесь. Поэтому это то направление, которому уделяется повышенное внимание.

Затем Асламбек Паскачев рассказал о работе правозащитного центра, функционирующего под эгидой Института миграции и межнациональных отношений и Российского конгресса народов Кавказа.

В качестве содокладчиков выступали член Комиссии по миграционным вопросам Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, председатель  Общероссийской общественной организации «Общероссийское объединение корейцев» Василий Цо, ректор Ростовского государственного экономического университета РГЭУ (РИНХ) Адам Альбеков, член комиссии, президент Конгресса национальных объединений России Владимир Хомерики, президент Международного альянса «Трудовая миграция» Николай Курдюмов, руководитель отдела трудовой миграции Бюро Международной организации по миграции (МОМ) в Москве Юлия Мельничук, ответственный секретарь Общественно-консультативного совета УФМС по Москве, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство» Юрий Московский, президент Информационно-аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин, ответственный секретарь Российского клуба национальностей при Общественной палате РФ Андрей Худолеев, президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин, президент Федерации мигрантов России Мухаммад Амин Маджумдер, член Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, председатель правления Общероссийской общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России», заместитель директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдан Безпалько.

Участники дискуссии обсудили вопросы эффективности тех или иных мер в области адаптации и интеграции мигрантов и высказали свои замечания и соображения по различным вопросам практической реализации миграционной политики. Так, значительные нарекания общественников вызвала организация работы московского и подмосковного миграционных центров ввиду недостаточной пропускной способности, больших очередей, прочих недостатков в части обеспечения. Были высказаны пожелания Правительству Москвы и руководству центров принять меры к их исправлению. Звучали предложения активно создавать центры домиграционной подготовки в странах исхода. Участники дискуссии на круглом столе обсудили вопросы взаимодействия органов государственной власти с общественными организациями и высказали пожелание активнее использовать потенциал гражданского общества. Предметом специального обсуждения стала ситуация с иностранными студентами в России, особенно с украинцами. Предметом отдельного внимания стали проблемы распространения экстремизма в мусульманской миграционной среде с учетом обстановки на Ближнем Востоке.

Принимая во внимание ряд нерешенных проблем в сфере адаптации и интеграции мигрантов в местное сообщество в целях совершенствования проводимой интеграционной политики Российской Федерации, участники круглого стола рекомендовали:

Минобрнауки России, Минкультуры России, ФМС России:
- рассмотреть возможность организации системы домиграционной подготовки по русскому языку, истории России и основам российского законодательства на территории государств исхода мигрантов, для граждан, желающих осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации;

ФМС России подготовить предложения в Правительство России:

- о введении механизма упрощенной легализации детей иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации с неурегулированным правовым статусом;

- о порядке получения разрешения на временное проживание с дальнейшем приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке для детей иммигрантов, находящихся России и обучающихся в российских учебных заведениях.

ФМС России, Федеральному агентству по делам национальностей с участием заинтересованных органов исполнительной власти:

- разработать и внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации Программу адаптации и интеграции мигрантов в принимающее сообщество.

Многофункциональным миграционным центрам:

- устранить недостатки, отмеченные Комиссией по миграционным вопросам Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям и правозащитниками.

Минобрнауки России:

- расширить до 50 список вузов, имеющих право на организацию и проведение экзаменов для мигрантов;
- принять меры, способствующие открытию в 2015 году в КНДР, СРВ и КНР филиалов вузов, реализующих программы среднего профессионального образования и обладающие потенциалом преподавания русского языка;
- организовать подготовительное отделение для детей мигрантов, учащихся в школах и поступающих в высшие учебные заведения;
- организовать проведение в школах и дошкольных образовательных учреждениях мероприятий, направленных на воспитание толерантности.

Московский Дом Национальностей

 

 

Мультимедия

Наши партнеры

Кто на сайте

Сейчас 27 гостей онлайн

Авторизация


Рейтинг@Mail.ru