Начало Наука Публичная лекция Епископа Ульпяны Сербской Православной Церкви о. Йована «Историография Холокоста в Югославии»

Публичная лекция Епископа Ульпяны Сербской Православной Церкви о. Йована «Историография Холокоста в Югославии»

E-mail Печать PDF

13 июня 2013 года в Музее Холокоста в Мемориальной синагоге Российского еврейского конгресса (Кутузовский проспект, 53)  состоялась  публичная лекция Епископа Ульпяны Сербской Православной Церкви о. Йована «Историография Холокоста в Югославии». Его  вышедшая недавно книга с одноименным названием основана на магистерской диссертации Епископа, подготовленной в Еврейском университете в Иерусалиме.


Владыка Йован Чулибрик - известный общественный деятель, который давно и плодотворно трудится на ниве межконфессионального диалога между Сербской Православной Церковью и иудаизмом, а также между евреями и народом Сербии. Его научная специализация - Вторая мировая война на Балканах и Холокост в этом регионе.

Организаторами встречи выступили комиссия Общественной палаты по Межнациональным отношениям и свободе совести, Посольство Сербии совместно с Российским еврейским конгрессом, Центром и Фондом «Холокост».

Встречу вел председатель комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести Николай  Сванидзе.

На заседание  приглашены представители дипломатических корпусов Белоруссии, Болгарии, Венгрии, Германии, Израиля, Латвии, Литвы, Сербии, Украины, государственные и общественные деятели России, руководители религиозных и общественных организаций.

Это мероприятие – очередное в серии мемориальных заседаний по истории Холокоста на территории СССР, Восточной  и Юго-Восточной Европы, проводимых в Музее Холокоста   с 2011 г.

На мероприятии присутствовали Председатель Правления ФНКА "Украинцы России" Богдан Безпалько и сотрудник Посольства Украины Тарас Малышевский.

Фотографии с мероприятия Вы можете увидеть здесь, видео - здесь.

Интервью владыки Йована радиостанции "Голос России":

- Книга посвящена тому, как писалась история Холокоста, той его части, которая пришлась на Югославию. Почему об этом написал я, православный епископ? Тут необходимо обратиться к "Застольным беседам" Адольфа Гитлера. Он говорил: "Я ненавижу евреев, потому что они придумали Бога". Гитлер ненавидел живого, личного Бога. Бога, для которого нет ни иудея, ни эллина, он вынести не мог. Все это относится и к нам, православным, потому что мы - потомки ветхозаветной церкви. Режим Гитлера - демонический враг как евреев, так и православных.

- Сербы во время Второй мировой войны стали жертвами геноцида, как и евреи. Я имею в виду, прежде всего, хорватский концлагерь Ясеновац, где наряду с евреями погибли, по разным данным, до нескольких сотен тысяч сербов. Почему об этом говорят гораздо меньше, чем о преследовании и уничтожении евреев?

- Югославия была многонациональным государством, которое поддерживало мир внутри себя тем, что молчало о Второй мировой войне. Вернее, говорила Югославия много - но исключительно о партизанах, давая идеологизированную картину Второй мировой войны. Конечно, партизаны, в основном сербы, были главными борцами против нацизма. В меньшей степени таковыми были роялисты, четники (название националистического партизанского движения – прим. ред.) Драже Михайловича.

Но и те, и другие были сербами и, по сути, никто из них не являлся коммунистом. На самом деле было так, что в какую часть леса войдешь, в такое движение - партизанское или четническое - и попадешь. Только после 1944-1945 гг. коммунисты, которым борьба против нацистов прибавила доверия, пришли к власти. Но они эту власть не заслужили. Потому что против Гитлера боролась не партия, а обычный сербский народ.

В Югославии о геноциде над сербами не говорили, и страна ничего не предпринимала на международном уровне. И тут надо вспомнить слова Святителя Николая Велимировича о Ясеновце. Он сербам оставил три завета: не мстить, то есть не отвечать злом на зло, гордиться своими мучениками и рассказывать целому миру о произошедшем, чтобы это никогда не повторилось. Христиане выполнили первый завет, но не забывайте, что мы жили при коммунизме, многие потеряли веру в Бога - и они мстили. Их надо вновь евангелизировать, чтобы они осознали недопустимость мщения.

Далее, 13 сентября отмечается день новомучеников Ясеновца, на что мы, конечно, должны чаще обращать внимание и РПЦ. Наконец, комитет по Ясеновцу Сербской православной церкви как раз на таких, вроде сегодняшнего, мероприятиях, рассказывает миру о произошедшем с нашим народом. Говорим о наших страданиях, которые были ради Христа и ради славянского имени. Потому что хорватские преступники-усташи видели себя новыми крестоносцами, борцами за католицизм и защитниками его от “восточной ереси”. Все, кто пострадали от их рук, на самом деле, - новомученики.

- Случившееся в Косово в конце 90-х тоже было геноцидом сербского населения?

- Это продолжение изгнания. Можно называть по-разному – геноцид, этническая чистка, военные преступления. Элементы всего этого присутствуют: и не только 1999 год, но и мартовские погромы 2004 года, более того, это продолжается и сейчас. Буквально две недели назад я похоронил еще одного косовского серба, убитого в селе недалеко от монастыря Печ только за то, что он серб.

- Какова сейчас ситуация в крае? Настрой людей?

- Что бы ни происходило, сербский народ должен остаться и возвращаться в Косово, а святыни – восстанавливаться. Конечно, есть те, кто ощущает себя преданным, оставленным своей страной. Поэтому к косовским сербам надо ездить, пытаться возвратить надежду. Из-за этого, кстати, важен каждый приезд русских в Косово. Народ никогда не забудет марш-бросок российских десантников на Приштину. Если бы не они, может быть, сербы с севера Косова тоже были бы "вычищены", как с юга. К сожалению, российский контингент оставил Косово, и мне думается, что сейчас как Сербия, так и Россия сожалеют об этом.

- Как вы оцениваете вклад России в дело восстановления сербских православных святынь в Косове?

- В прошлом году я лично контролировал процесс реставрации церкви Святой Богородицы (в монастыре Печ), восстановление фресок, икон и трона. Роль России очень важна, потому что, с одной стороны, сохраняются святыни, с другой стороны – ощущается прямое присутствие вашей страны в крае. То, что сделала ваша страна, - это благословение не только для нас, но и для самой России, которая продемонстрировала братскую любовь.

- А как обстоят дела с безопасностью храмов и монастырей?

- К сожалению, силы НАТО через некоторое время перестанут охранять Печ. Мы стараемся объяснить людям из Альянса, что это не может закончиться хорошо, что Печ, как древняя резиденция патриархов Сербской православной церкви, всегда "под прицелом". Некоторые понимают нас, некоторые нет, но имеет место серьезнейшее политическое давление, которое оказывает руководство НАТО. Мы не понимаем, откуда такая безответственность. Планируется, что охраной монастыря будет заниматься местная полиция (КПС) под наблюдением сил KFOR.

- Доверия к КПС нет?

- Нет, доверия нет, потому что они до сих пор он не демонстрировали профессионализм.

- То есть лучше бы сохранить присутствие сил НАТО?

- Из двух зол выбирают меньшее.

- На сербской политической сцене есть те, кто недовольны "вмешательством" Церкви в политические процессы, связанные с Косово. Что вы думаете об этом?

- Существуют вопросы, которые гораздо серьезнее политических процессов. Это вопросы национального выживания и существования. И тут политики не могут себе присваивать исключительное право заниматься Косово. Этот вопрос даже выходит за рамки Сербской православной церкви и сербского народа, это всеправославная святыня, и все имеют право высказать свое мнение. В конце концов, в Печке Патриаршей (монастырь в Косово) ведь нахожусь я, а не сербские политики.

 

Мультимедия

Наши партнеры

Кто на сайте

Сейчас 50 гостей онлайн

Авторизация


Рейтинг@Mail.ru